Фонд Образование обществу
   
  Регистрация  
  Вход  
   

Психолого-консультационная поддержка

 
  Главная
  Образование детям и их родителям
  Дополнительное профессиональное образование
  Образовательным организациям
  Инновации в образовании
  Проекты
  Контакты
«  Психолого-консультационная поддержка

Лето на даче с ребёнком

Летний период для многих ассоциируется с дачей и для детей это особенно долгожданная пора!

Кажущееся однообразие дачной жизни на самом деле можно сделать насыщенной и интересной, если продумать заранее содержательную составляющую этого периода и соответственно подготовиться.

Самым очевидным для детей дошкольного возраста можно назвать исследование окружающего мира. Ведь вокруг столько всего яркого, необычного, интересного: смешные муравьи и веселые бабочки, цветы и зеленые листья, крошечные травинки и огромные деревья, солнце, небо, облака... Гуляя на дачном участке или в лесу, можно обращать внимание ребенка на все, что происходит вокруг, называя встречающиеся предметы, растения, насекомых. Незаменимым помощником в ваших прогулках станет лупа, в которую можно рассматривать все подряд, от травинки до муравья. Знакомство с лупой это еще и получение первичных знаний об оптических свойствах стекла.

Имеющиеся на участке и в округе разновидности деревьев – это целый кладезь знаний и дел, связанных со знакомством, изучением и осваиванием первых ботанических знаний. Для самых маленьких, например, может подойти такая игра «Толстый-тонкий»: подойдите к березке и предложите ребенку обхватить, обнять ее ствол ручками. Получилось? Значит, это деревце тонкое. А теперь попробуем обхватить дуб или старый тополь. Не выходит? Потому что это дерево толстое! Пусть малыш подобным образом "проверит" и другие деревья. Если вы нашли на земле каштан, покажите его ребенку, назовите и попросите отыскать такой же. Юные следопыты в большинстве своем с восторгом откликаются на такие предложения. Так же можно искать, скажем, желудь или шишку. Если есть компания ребят, можно устраивать соревнования: кто отыщет самую большую шишку, желудь, каштан, листочек и т.п.

С ребятами постарше может быть интересно взять с собой на прогулку атлас растений и попробовать отыскать на лугу те цветы, которые вы видели на картинках.

Отправляясь на прогулку, сделайте для своего маленького исследователя чудо-браслет из скотча таким образом, чтобы липкая сторона была снаружи. Тогда малыш сможет собирать всевозможные листики, травинки, цветочки и приклеивать их прямо к «браслету» на ручке.

Если есть такая возможность, понаблюдайте с ребенком за облаками. Лучше отдыха и не придумаешь, особенно для тех детей, которые уже отказываются от дневного сна. Расстелив одеяло-плед на траве, можно устроиться поудобнее на нем вместе с ребенком и смотреть на проплывающие в небе облака, попробовать представить, на что они похожи, стараясь увидеть в белой пышной массе мороженое, кошку, птицу...

Малыши очень любят играть с палками. И этот интерес можно использовать в познавательном плане: предложите постучать палкой по стволу дерева, пеньку, скамейке, камню, забору, стене дома, обратите внимание, какие разные звуки получаются. Потопайте по траве, асфальту, песку, тротуарной плитке. Одинаково ли звучат ваши шаги. Темп, ритм, звуковысотность – все это азы элементарного музицирования, которое можно начать закладывать уже в дошкольном возрасте.

Много звуков в городе, а за городом их еще больше. Гуляя с ребенком, опуститесь в траву, замрите, прислушайтесь. Можно закрыть глаза. Называйте с ребенком по очереди те звуки, которые услышите. А если он еще совсем маленький, называйте звуки сами. Возможно, вы услышите, как стрекочут кузнечики, как жужжат над цветами пчелы, как шелестят в траве невидимые жучки. Послушайте, какой звук издает трава под вашими ногами, как шуршат прошлогодние листья, как трещат сухие ветки и скрипит хвоя. Называйте малышу каждый звук: шелест, шорох, хруст, треск, стрекотание. Предлагайте воспроизводить отдельные звуки. Это послужит хорошей логопедической профилактикой.

Если вы отправитесь на лесную прогулку, непременно прислушайтесь к лесным звукам. Послушайте пение и щебет птиц, а потом попробуйте выделить их голоса из общего шума. Вон кукушка кукует ку-ку, а вот застучал клювом дятел тр-р-р-р. Если слушать внимательно, можно услышать шелест крыльев летящей птицы, звук упавшей ветки или шишки, скрип деревьев... Конечно, слышать все это малыш научится далеко не сразу, главное привлечь его внимание к разнообразным звукам живой и не живой природы, научиться наблюдать и слышать.

 

Чем больше всевозможных предметов малыш будет ощупывать, тем лучше будут развиваться его органы чувств. Поэтому не запрещайте ему брать в руки камушки, палочки, листики, мох, кусочки коры. Это полезные игрушки для развития тактильной чувствительности ребенка.

Если у крохи нет аллергии на пыльцу растений, нюхайте всевозможные цветы, которые вам попадаются на прогулке. Какие из них пахнут приятно, а какие – нет? Обращаем внимание ребенка на ветер: "Вот дует ветер. Что ты чувствуешь? Ветер шевелит твои волосы, ветер холодит твою щечку. Давай подуем, как сильный ветер! А теперь, как легкий ветерок!" Кстати, подобные упражнения являются и элементами дыхательной гимнастики. Так что дуйте на одуванчики, всевозможные пушинки, перышки, передразнивайте ветер – все это невероятно весело и полезно.

С детьми старше 3-х лет можно уже пробовать играть в такую игру: соберите несколько предметов - камушек, шишка, желудь, каштан, листик, цветок и т.п. Разложите все это перед малышом, внимательно рассмотрите и ощупайте. Шишка – колючая, каштан – гладкий и круглый, камешек – шершавый, цветок – мягкий и пушистый. Покажите ребенку, как сложить ладошки "лодочкой" и вложите туда какой-нибудь предмет. Пусть малыш пощупает его и, не глядя, определит, что это.

 

Есть масса способов заняться творчеством с малышом на природе. Самое простое и радостное – захватить с собой во двор цветные асфальтные мелки. Можно просто рисовать в свое удовольствие, а можно изображать что-то по просьбе взрослого или, дорисовывая фигуры-заготовки. Например, круг можно превратить в солнышко или цветок.

На прогулку можно взять краски или фломастеры. Редкий малыш не стремится вырваться за границы обычного листа бумаги и опробовать свой талант на столе или стенах. А на даче как раз есть, где развернуться. Рисовать можно на плоских камнях. Разноцветные пятна краски или цветные штрихи фломастера будут на них смотреться свежо и оригинально. Для этого даже не обязательна кисточка. Достаточно ловких маленьких пальчиков. А может с вашей помощью малыш превратит камушек в божью коровку, цветочек, солнышко или спящую кошку? Пусть маленький художник подумает, на что похож тот или иной камень. Вместе вы сможете претворить фантазию в жизнь. А если потом покрыть камни лаком, получатся настоящие шедевры, которые можно сохранить на память о лете или подарить родным.

Рисовать можно и водой. Сделайте небольшое отверстие в крышке пластиковой бутылки, наберите в нее воды и дайте малышу. Пусть он сначала просто льет ее на асфальт. Ведь только на улице в жаркий день можно брызгаться в свое удовольствие, не опасаясь получить "нагоняй" от мамы за лужи на полу. А потом нарисуйте на асфальте круг или любой другой контур и предложите малышу "закрасить" его водой. Это непростое задание будет получаться не сразу. Сначала малыш научится попадать струей воды в центр фигурки. Постепенно его движения будут все точнее и увереннее.

Если у вас дома после ремонта осталась малярная кисть, захватите ее с собой на прогулку. Кисть можно купить и специально в любом строительном магазине. Вместе с неполным ведерком воды она станет замечательным художественным инструментом в руках вашего маленького маляра. Покажите малышу, как обмакивать кисть в воду и оставлять на асфальте, стенах, заборах, скамейках водяные полосы. Подобное занятие будет воспринято на "ура".

Трудно представить себе летний отдых без подвижных игр и развлечений. Любой ребенок – это маленький "вечный двигатель", "бегатель" и "прыгатель". И это правильно! Для малыша, который только начинает открывать мир, движение необходимо как воздух. Всевозможные лесенки, горки, турники на детской площадке – замечательные снаряды, которые помогут крохе стать сильнее и выносливее. А вот в лесу или на поляне есть естественные преграды, преодоление которых тоже не простое дело.

Если вы отдыхаете на даче, устройте для малыша такую необычную забаву: предварительно размотайте клубок шерстяных ниток или бечевку во дворе или в саду, а на конце ниточки привяжите какой-нибудь сюрприз: конфету, новую игрушку, флакончик мыльных пузырей. Расскажите крохе, что ему нужно отправиться в путешествие за сюрпризом. А поможет ему в этом путеводная нить. Дайте малышу в ручки конец нитки и палку. Пусть он наматывает нитку на палку и продвигается вперед. Когда весь путь будет преодолен, а нитка смотана, маленький путешественник получит заслуженный подарок!

Надеюсь, эти идеи разнообразят дачную жизнь и оставят незабываемые впечатления!

«  Психолого-консультационная поддержка
 
Минобр РФ Минобр РФ

НАШИ ПАРТНЁРЫ

ФИРО Дирекция Фестиваля науки АГТ РМЦ ЦМИТ НОТ

адрес:

115446, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, д. 21

 

e-mail:

 

info@eduso.ru